Подписка на рассылку новостей и сообщений





Подписаться на новости

Развитие бизнеса /

Договор перевозки груза автотранспортом

С перевозкой грузов сталкивается большинство организаций и предпринимателей. И если работники транспортных предприятий по роду своей деятельности знакомы с договором перевозки, то перед отправителем и получателем груза часто встает вопрос о том, как правильно оформить такой договор, какие права и обязанности возникают при его заключении.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Отношения перевозки грузов регулируются главой 40 ГК РФ и Уставом автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.69 (УАТ). Кроме того, отношения по экспедированию перевозимых грузов регламентированы главой 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В перевозке грузов участвуют перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель (в роли отправителя и получателя груза, разумеется, может выступать одно и то же лицо).


Какой договор выбрать Отношения между отправителями и перевозчиками строятся либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки.
Во-первых, это "разовые" договоры о доставке конкретного груза, который определяется индивидуальными (как, например, предметы мебели) или родовыми (сельскохозяйственная продукция, стройматериалы и т. п.) признаками.
Во-вторых, это договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). УАТ называет такие договоры годовыми.

Документальное оформление
Если отношения между отправителем груза и перевозчиком носят не длящийся, а "единовременный" характер, стороны в принципе не обязаны составлять единый документ с названием "договор перевозки". Заключение такого договора подтверждается составленным отправителем заказом, а также товарно-транспортной накладной, которая содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму.
На "разовую" перевозку отправитель подает заказ, включающий наименование и адрес отправителя, дату и часы подачи автотранспорта, сведения о том, откуда взять и куда доставить груз (точный адрес), наименование и количество груза, род упаковки, количество мест и массу груза. Отсутствие в заказе необходимых реквизитов означает, что договорные отношения между сторонами не установлены (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.95 N 5490/95).
В принципе заказ можно сделать и по телефону, но тогда, разумеется, у отправителя могут возникнуть проблемы при необходимости установить в суде факт подачи заказа.
Перевозка грузов нетоварного характера (грунт в отвалы, снег и другие грузы, по которым не ведется складской учет) оформляется не накладной, а актом замера или взвешивания.

Форма и порядок заполнения накладной утверждены Инструкцией от 30.11.83 Министерства финансов СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
Отправитель заполняет товарно-транспортную накладную, как правило, в четырех экземплярах и передает вместе с грузом представителю перевозчика - шоферу-экспедитору, который расписывается во всех экземплярах, подтверждая прием грузов к перевозке.
Первый экземпляр остается у отправителя для списания товарно-материальных ценностей, а остальные вручаются шоферу и передаются им получателю груза. Представитель получателя удостоверяет во всех экземплярах накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом) и оставляет себе один экземпляр для оприходования товарно-материальных ценностей.
Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика в качестве приложений к счету за перевозку и к путевому листу.
По согласованию с перевозчиком отправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных.

Так как для подтверждения отношений перевозки достаточно заказа и накладной, перед грузоотправителем встает вопрос: нужно ли "плодить бумаги" и заключать гражданско-правовой договор перевозки "в обычном порядке"?
В интересах грузоотправителя оформить договор перевозки по следующим причинам.
Во-первых, закон не устанавливает конкретных сроков доставки груза в пункт назначения. На транспортную организацию лишь возлагается обязанность перевозить груз по кратчайшему маршруту и доставить его в разумный срок. Что такое "разумный срок" - определит суд в индивидуальном порядке (если, конечно, дело дойдет до судебного разбирательства). Таким образом, чтобы гарантировать своевременную доставку груза, целесообразно закрепить в договоре конкретный срок, не полагаясь лишь на усмотрение судьи.
Во-вторых, УАТ устанавливает ответственность перевозчика за нарушение срока доставки только в отношении международных перевозок (п. 137): штраф в размере 15 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не свыше 90 процентов от провозной платы. А вот относительно ответственности за просрочку доставки по России законодатель хранит молчание. Поэтому имеет смысл установить в договоре санкцию за нарушение сроков доставки. Причем договором может быть изменена и мера ответственности, установленная п. 137 УАТ.
В-третьих, в текст договора можно включить сведения, которые отсутствуют в накладной (о том, что перевозчик предупрежден об опасных свойствах груза, о сроках погрузки и др.).
Наконец, заключение договора обязательно при организации систематических перевозок в порядке, предусмотренном ст. 798 ГК РФ. В этом случае стороны заключают годовой договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Форма типового договора установлена Приложением 1 к разделу 1 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.71, но стороны могут заключить договор, условия которого будут отличаться от типовых. При систематических перевозках транспортировка каждой партии груза оформляется товарно-транспортной накладной и заявкой отправителя по форме, установленной Приложением N 3 раздела 1 Общих правил.


Отправка груза: обязанности отправителя
До прибытия автомобиля нужно подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска и т. п.). При предъявлении грузов в таре или упаковке следует замаркировать каждое грузовое место.
Грузы, нуждающиеся в таре, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям. Сельскохозяйственные продукты можно передать в нестандартной таре, обеспечивающей их сохранность.
Если указанная обязанность не будет выполнена в срок, обеспечивающий своевременную отправку, груз считается непредъявленным для перевозки.
Предъявление груза перевозчику - это не право, а обязанность отправителя (п. 1 ст. 794 ГК РФ). Ответственность за ее неисполнение установлена ст. 141 УАТ, согласно которой за простой транспорта по вине отправителя последний уплачивает штраф за каждую минуту простоя (размер штрафа зависит от грузоподъемности автомобиля). В свою очередь, перевозчик, который безрезультатно дожидался погрузки в течение одного часа, вправе покинуть пункт погрузки, не подвергаясь каким-либо санкциям.

Время прибытия автомобиля под погрузку и его убытия нужно отметить в товарно-транспортных накладных. За нарушение этой обязанности с отправителя взыскивается штраф в порядке п. 2 ст. 145 УАТ: 7 руб. с каждой неоформленной или неправильно оформленной накладной.
Если возник спор с шофером перевозчика о времени подачи автомобиля под погрузку, стороны составляют акт о неправильной отметке времени прибытия. Если в пункте отправки работает диспетчер, он также вызывается для составления акта.
Временем прибытия считается момент предъявления шофером путевого листа. Погрузка считается законченной после вручения шоферу оформленных товарно-транспортных накладных.
Время пробега автомобиля от ворот или КПП к месту погрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой.
Если автомобиль прибыл ранее согласованного времени, указанного в заказе (заявке), можно начать погрузку либо с момента фактического прибытия (с этого момента автомобиль будет считаться прибывшим под погрузку), либо дождаться наступления установленного в заказе (заявке) времени (в этом случае и автомобиль считается прибывшим в согласованное время).

Согласно ст. 57 УАТ погрузка, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся силами отправителя. Но договор может возложить эту обязанность на перевозчика.
Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза требованиям безопасности и сообщить отправителю о замеченных недостатках укладки и крепления. Отправитель обязан устранить такие недостатки.
Приспособления для погрузки и перевозки (козлы, стойки, щитовые ограждения и т. п.) предоставляются и устанавливаются отправителем и снимаются получателем. В товарно-транспортной накладной отправитель указывает, должен ли перевозчик выдать эти приспособления получателю вместе с грузом либо возвратить отправителю за его счет. Брезент и веревки для укрытия и увязки грузов должен предоставить перевозчик с оплатой по тарифам.
Груз вместе с относящимися к нему документами (сертификатами, удостоверениями, свидетельствами и т. д.) передается шоферу-экспедитору, который обеспечивает их передачу получателю.

Обязательства перевозчика
Шофер-экспедитор предъявляет отправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации.
Автомашина должна быть предоставлена перевозчиком в установленный договором срок в пригодном для перевозки груза состоянии.
Однако существуют основания, освобождающие перевозчика от ответственности за неподачу транспортных средств, а отправителя - за неиспользование поданных транспортных средств (п. 2 ст. 794 ГК РФ):

  • непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;
  • прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленное в порядке ст. 20 УАТ.


Непригодное транспортное средство считается неподанным, и отправитель может от него отказаться.
Конечно, возможны ситуации, когда отправитель предпочитает рискнуть и отправить груз на автомашине с явными неисправностями. В этом случае перевозчик также будет отвечать за утрату или повреждение груза, поскольку отказ от использования непригодного транспорта является правом, а не обязанностью отправителя.

Но исполнение перевозчиком обязанности предоставить транспортное средство зависит и от отправителя, который должен обеспечить беспрепятственное движение автомобилей в пунктах погрузки и содержать в исправном состоянии подъездные пути (п. 21 УАТ).
После погрузки перевозчик выполняет свою основную обязанность - доставляет груз в пункт назначения, обеспечивая его сохранность в пути. Перевозка должна осуществляться по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, кроме случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом.

Мы в социальных сетях:

© 2006—2013 Центр поддержки предпринимательства Алтайского края

Карта сайта

Разработка сайта и продвижение сайта - «Актив Дизайн»

Для корректного просмотра нашего сайта мы рекомендуем браузеры:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика